[Назад] [на Главную]

Исследование дискографии Black Sabbath: "Эра Ozzy".    /автор - NeyroAngel/



  "Эра Ozzy":
  "Black Sabbath" (1969)
  "Paranoid" (1970)
  "Master of Reality" (1971)
  "Volume 4" (1972)
  "Sabbath Bloody Sabbath" (1973)
  "Sabotage" (1975)
  "Technical Ecstasy" (1976)
  "Never Say Die!" (1978)


"Long ago I wandered through my mind
In the land of fairy tales and stories
Lost in happiness I had no fears
Innocence and love was all I knew
Was it illusion? ..."

Ozzy Osbourne. ("Wheels of Confusion/The Straightener" - 1972)

Вступление
В очередной раз открываю свою коллекцию альбомов Black Sabbath. Революционная в свое время музыка этой британской группы будит в душе до боли знакомые чувства... Лидеры первой Волны британского хэви-мэталла, основатели незыблемого doom`a, исполнители этой группы перевернули мир хиппи. Они сумели показать истинное лицо зла, при этом умудрившись сохранить чистые души...

При даже беглом осмотре дискографии группы первым, что бросается в глаза, оказывается количество композиций на альбомах (исключая некоторые), в среднем оно колеблется от 8-ми до 9-ти. Продолжительность альбомов небольшая.

Но это лишь верхушка айсберга... Все без исключения альбомы очень насыщены, потому их непродолжительность оказывается незаметной уже при первом прослушивании.

Интересным является ещё одно наблюдение, касающееся структуры альбомов. Подавляющее их большинство похоже расположением песен. Первые 2-3 композиции - исключительно ярки, они воспринимаются с первых же нот и хорошо запоминаются. Середина альбома - это либо балладные, либо не очень яркие композиции. Замыкают, или в данном случае наверное следует сказать "подытоживают" альбом одна-две композиции, которые смело можно считать неким подобием эксперимента. При том, эти эксперименты всегда удачны, после прослушивания последних композиций всегда хочется начать слушать альбом с начала.
Следует отметить, что каждые 10 лет группа создавала явно провальные композиционно (Paranoid, Heaven and Hell, T.Y.R), но невероятно успешные коммерчески альбомы. Связано это было с влиянием на творчество группы решений записывающих компаний. Обратимся к истории и более детально рассмотрим специфику каждого альбома.
Периодизация истории группы.
Разделение истории группы на условные периоды наиболее тесно связано со сменой вокалистов:

1. "Эра Оззи" 1969-1978гг.
2. Переходной период 1980-1986гг.
3. Период Тони Мартина 1978-...

Каждый из периодов в силу перемен состава группы вносит в её саунд определённые коррективы. Несменным лидером группы всегда остаётся Тони Йоми. Но и с его манерой игры время производит некоторые изменения. С первого по последний альбом "Эры Оззи" звучание гитары остаётся практически неизменным, конечно же растёт техника. С уходом Оззи Тони Йоми позволяет себе эксперимент, мысль о котором он уже очень долго вынашивал, но не мог осуществить: внедрение готики. Справедливо было бы заметить, что это у Йоми так и не удалось на должном уровне, но в то время, сама мысль об этом уже была похвальна. Пик демонизма приходится на "Born Again" с Яном Гилланом, но об этом немного позже... И конечно до наших дней сохранилась манера, которая развилась с наступлением последнего этапа: жёсткая риффовка при насыщенном использовании звукоисказителей.
И сейчас, я предлагаю Вашему вниманию небольшой обзор альбомов, вышедших в период 1969-1978гг.

"Эра Ozzy"
Первый же альбом, "Black Sabbath", оказался невероятно удачным. Во времена хиппи исповедь зла звучала просто революционно. Первый альбом, как и последующие три сложно рассматривать в рамках вышеуказанной закономерности, эти альбомы были первыми шагами к становлению почерка группы. Именно поэтому они достойны особого внимания, так как их рассмотрение позволит проследить логику создавшегося почерка.

Выход этого альбома ознаменовал появление нового стиля: doom. Всем нам известно, что в таком, первозданном виде он не сумел сохраниться ... произошли более чем радикальные изменения в основном по направлению к неоклассике и арт-року. Но чем же был этот ранний doom? ... Прослушивая первый альбом несложно сделать заключение о том, что это тяжёлый и максимально замедленный блюз-хард. Влияния блюза заметно как в гитарных партиях, так и в партиях вокала. Конечно, почитатели блюза могут мне возразить, заметив, что ритмический рисунок композиций Саббата не имеют ничего общего с блюзовым квадратом, но всё же, влияние блюза неоспоримо.

Блюзовая основа творчества группы прослеживается на протяжении всей "Эры", постепенно затухая, но проявившись во всей красе на последнем альбоме (Never Say Die!-1978).

С композиционной точки зрения, исключительный интерес представляет последняя композиция альбома: "Sleeping Village". Это 14-минутная пьеса с эпическим развитием темы. В этой композиции впервые внедрены арт-роковые приёмы, элементы фолка. "Sleeping Village" является неким экспериментом, идея вынесения таких композиций на последние позиции реализуется на всех последующих альбомах. Блюз... эта композиция всецело блюзовая, хотя, правильнее было бы назвать её прогрессивной, так как присутствуют все признаки этого стиля.

Второй диск группы, "Paranoid", в целом подчинялся концепции, заданной на первом альбоме. Но если тексты здесь сталь более приземлёнными и социальными, то в композиционном отношении эта программа стала шагом назад. Этот альбом - по своему парадокс. Оказавшись самым примитивным он стал самым популярным. Самая примитивная вещь за всю историю Саббатов и по сей день тремя нотами ввергает толпу в состояние транса... конечно же, речь идёт о "Параноиде". Вы скажете, что это ещё не парадокс. Конечно, во все времена более попсовые вещи воспринимались слушателями гораздо более охотно, чем глубокие и навороченные. Парадоксом этого довольно примитивного альбома является наявность двух композиций: "Planet Caravan" и "Fairies Wear Boots".

Если вторая композиция ещё кое-как вписывается в общую картину альбома, то первая вобще выпадает. Это сложная блюз-джаз-артовая пьеса, не имеющая ничего общего с забойным doom`овым материалом Параноида, который отошёл от территорий блюза и оказался больше похожим на утяжелённый хард. Эта композиция интересна и нетрадиционностью солирующей партии. Здесь солирует как Тони Йомми, так и Баттлер, которому не мешает Уорд. Я так и не смог разобраться на какие барабаны весёлая компания пересадила своего славного барабанщика :), но и он звучит очень оригинатьно. Но, видимо в виде компенсации, ему дали выложить всю душу в инструменталке "Rat Salad".

"Fairies Wear Boots" тоже выделяется на фоне однообразности альбома. В ней особый интерес составляет переплетение тем. Очень красивое вступление перетекает в завороченную вокальную партию ... Чем не эпическое развитие темы? Это опять-таки эксперимент, вынесенный в конец альбома.

Третью программу группы, "Master of Reality", некоторые критики называют зеркалом doom`a, в которое смотрели многие современные группы этого направления. Это первый альбом, который звучит целостно, в основном благодаря вставкам ("Embryo" и "Orchid"), которые позволили, не нарушая структуры альбома внести фолк-артовую пьессу "Solitude". Без этих вставок могла произойти ситуация сходная с предыдущим альбомом. "Solitude" чем-то напоминает "Planet Caravan" 1970-го года, но в ней вы уже не найдёте джаза и блюза... она пронизана духом средневековья... настоящий прогрессив! Как и на "Караване планет", Оззи звучит совсем необычно... а Уорда с Баттлером вобще не слышно!
"Master of Reality" - настоящий шедевр, определивший направление движения всех современных doom`овых групп.

"Volume 4" Продолжает развитие соборных мотивов, тут же заложен весь будущий трэш, ещё больший акцент делается на арт-роковые элементы. Всё более активно осваивает в студии клавишные Тони Йомми, всё лучше поёт Оззи, всё теснее для группы становятся рамки созданного ими стиля. Но всё равно, после "Master of Reality" создаётся ощущение, что он сделан по инерции.

Этот альбом в свою очередь тоже радует нас экспериментом. "Changes" - это композиция, которая не вписывается не только в контекст этого альбома, она - чуждая материя для всей дискографии группы. Это явно попсовая вещь, на которой звучат только голос Оззи и клавишные Йомми...

Для записи альбома 1973 г. приглашён Rick Wakeman из Yes, вместе с Йомми он работает на клавишных. Этот факт является первым показателем, что группа находилась на пути к арту. Если ранние альбомы содержали всего несколько экспериментальных вещей, то "Sabbath Bloody Sabbath" был одним большим экспериментом. Публика воспитанная на "Параноиде" просто не могла разобраться в нагромождении разноплановых структур, коими оказались все композиции альбома. Подчиняясь вышеописанному закону, первые композиции оказались сравнительно просты и понятны, но и их ритмические рисунки просто будоражат фантазию. Тони Йомми берётся за акустическую гитару, музыка насыщается клавишными... почитатели лихо закрученного арт-рока начинают задумываться...

Doom`овую идиллию первых двух композиций нарушает "Fluff". Это артовая инструменталка, при том Йоми на акустике выписывает арпеджио, Уэйкман очень мило играет на клавишных ... Такая себе артовая психодэлика. Оззи, Батлер и Уорд вобще не при делах. Поклонники группы, привыкшие к забойному демоническому металлу споткнулись о "Fluff" и кубарем покатились по навороченным темами композициям к полному артовому астралу последней пьесы альбома.

Приятно удивляет джазовым оттенком "Sabra Cadabra", привносящий в музыку лёгкий привкус Yes, что не удивительно, так как здесь на клавишных солируюет Уэйкман.

"Killing Yourself to Live" в свою очередь поражает переплетением тем и ритмических рисунков. Ну, и как всегда, последние места занимают композиции, которые заставляют задуматься не только почитателей группы... "Who Are You" - очень сложная вещь, на которой Йомми звучит совсем необычно. Но настоящим сюрпризом всё же оказывается "Looking for Today", это уже не doom с элементами арта, это уже арт с элементам doom`a. Йомми осваивает флейту, появляется труба... В общем, это надо слышать.

Апогеем всего этого артового издевательства над поклонниками призвана была стать глубокая астральная эпическая пьеса "Spiral Architect". Логическим завершением эксперимента под названием "Sabbath Bloody Sabbath" оказалась композиция, на которой активно использовались скрипки (! заметим, что это было сделано впервые).

Как говорят некоторые современные критики, это был первый альбом прогрессивного металла. Led Zeppelin придут к этому лишь в 1975 году на "Phisical Graffiti", Deep Purple не придут никогда.

Окончательно разбить и без того потрёпанных поклонников был призван диск 1975 г. "Sabotage". Альбом получился максимально нашпигованный разностилистическими вещами.

После вполне традиционной для группы doom`овой композиции "Hole in The Sky", Саббатовцы тянут слушателя в полный астрал "Don`t Start", который оказывается всего лишь вступлением для первой за историю Black Sabbath чуть ли не трэшевой "Symptom of the Universe". Позже интонации подобные тем, которые есть в этой вещи можно услышать только на откровенно трэшевом "Born Again". После хорошей эмоциональной встряски происходит возврат к doom`у, но на этот раз в форме невероятно закрученной и быстрой 9-ти минутной пьессы "Megalomania". В том же стиле сделана и следующая композиция, правда её концовка как бы подготавливает слушателя к красивейшей арт-роковой "Supertzar", при записи которой был использован женский хор, согласитесь, для Саббата это явление совершенно неожиданное. Артовая и следующая композиция... Завершается альбом ещё одной забойной пьессой "The Writ", которая как ни странно оказывается doom`овой. Хотя, стоит отметить очень приятное звучание акустической гитары.

Чего же добились исполнители, выпустив этот диск? ... "Sabotage", в отличие от всех предыдущих не получил статус платинового при первом издании (необходимо отметить, что все альбомы Саббата стали платиновыми при неоднократных переизданиях), он стал всего лишь "золотым". Публика, изрядно подсевшая на припопсованых Deep Purple не могла понять куда несёт Black Sabbath. Проект 1975 года чем-то похож на винигрет стилей и только талант исполнителей мог превратить его в гармонизирующий организм, который захватывает дух буквально с первых аккордов...

Альбом 1976 года, "Technical Ecstasy" показал, что у Саббатов есть ещё в запаcе cюрпризы. такого поворота в их творчестве не ожидал никто. Неожиданностью был уход в сторону чисто хардовых структур, которые по сути находятся на уровне ниже doom`a. Большинство композиций не имеют ничего общего с добротным Саббатовским думом. C другой стороны, это был возврат к чему-то классическому (вспоминается блюзовое начало Саббатов). Этот альбом - торжество техники Тони Йомми, иногда создаётся ощущение, что он занимается искренним самолюбованием. Его великолепные ажурные соло завораживают... они уносят на неведомые просторы скоростного рока, несвойственные идеологии группы. В очередной раз Black Sabbath продемонстрировали многогранность своего творчества. Многие современные группы работают в рамках занятой стилистической ниши, боясь потерять аудиторию, иногда увлекаясь самокопированием, что делает их творчество совершенно неинтересным... Саббаты экспериментируют постоянно, и это лишь увеличивает их почитателей.

Начинается альбом со скоростной хардовой вещи, "Back Street Kids". Она ознаменовала возврат группы к блюз-хардовым позициям, правда уже в обрамлении виртуозных соло Йомми, который успел вырасти как в техническом, так и в композиционном плане.

"You Won`t Change Me" - doom`овая баллада с лёгким привкусом арта. К сожалению, на этом альбоме от арта остались лишь эпизодические вкрапления, видимо опять таки приглушенные Йомми.

"It`s Alright" - очередной эксперимент. Как вы думаете, чей вокал звучит в этой композиции? Нет, не Оззи. Я сам грешил на то, что Оззи перепил, когда записывали этот трэк, пока не увидел концертную запись, на которой отлично было видно, что поёт Билл Уорд!!! На фоне резкого вокала Оззи, голос Уорда звучит очень уж слащаво, да и сама композиция получилась слишком попсовой.

"Gypsy" и "All Moving Parts" близки к традиционным Саббатам. А вот "Rock`n`Roll Doctor" оказался очень интересным: впервые за историю группы были спользованы рок`н`рольные структуры (что в свою очередь доказывает возврат группы к хардовым позициям).

На предпоследней позиции альбома можно найти непревзойдённое артовое полотно, "She`s Gone". Это слегка плаксивая баллада, на которой скрипки гармонично сочетаются с акустикой Йомми. Жаль, что это единственное серьёзное прогрессивное проявление альбома.

Подчиняясь известным уже закономерностям дискографии группы, на последнем месте находится самая сложная композиционно пьеса альбома, "Dirty Woman". Эпическое развитие выражено не очень явно, но сложные тематические переходы позволяют эту вешь назвать пьессой, основу которой составил старый добрый блюз.

Что касается ценности этого альбома для дискоргафии группы, то в композиционном плане он оказался шагом назад, хотя техника Йомми именно на этом альбоме проявилась во всей красе. Видимо "Technical Ecstasy" был попыткой поправить слегка пошатнувшуюся популярность группы, правда чрезмерно коммерчески успешным он не стал.

И так, мы подошли к последнему альбому "Эры", "Never Say Die!". Он как бы подытоживает всё творчество группы. Истинный шедевр, в музыкальном отношении самый сложный, навороченный, скоростной, но с самыми неожиданными переходами в меланхолию и астрал. Этот альбом до сих пор мало кто понимает. Очередной альбом, обречённый на забвение в море непонимания, он расширил границы творчества группы на территории, неподвластные подавляющему большинству тяжёлых команд. Поразительное в своей смелости смешение металла, арт-рока, блюза и джаз-рока. Вот оно, наследие раннего творчества группы, максимально усложнённое и одухотворённое таллантом и приобретённым за эти долгие годы опытом исполнителей.

Первая же композиция, "Never Say Die", на огромных скоростях уносит слушателя в царство блюза и джаз-арта. Будучи хардовой по сути, но имея лёгкий блюзовый оттенок, она становится вступлением, которое готовит к восприятию прогрессивных полотен альбома. Более артовый "Johny Blade" звучит как продолжение, не оставляя времени для отдыха и подхватывая скорости предыдущей композиции.

"Junior`s Eyes" - лёгкая передышка перед "Сложной Дорогой" ("Hard Road") с довольно оригинальными подпевками, плавно переходящей в астрал "Воздушного Танца" ("Air Dance"). Великолепный яркий арт-рок с чётко выраженными клавишными и сложным ритмическим рисунком. Эта композиция сначала наполняет энергией, потом убаюкивает сознание в мягком астрале, а в конце освежает джазом... и мягко опускает на землю...

Сбитый, почти джазовый ритм "Over To You" сочетается с лёгкими клавишными, образуя сложную ажурную структуру, развитие идей которой можно услышать в прекрасной "Break Out". Это торжество джаза, существование которого не было возможно без сильнейшей медной секции. Саксофоническое великолепие... Такому авангарду позавидуют самые "завёрнутые" команды.

Достойным завершением альбома стала очень сложная "Swinging The Chain". Она плавно уводит в блюзовые просторы... звучит губная гармошка... в голове звучит одна мысль: "...надо будет ещё раз прослушать альбом..."

"Never Say Die!" слушается на одном дыхании. Это гармония стилей, которые посажены на одну ритмическую ось. Шедевр,... верх совершенства.

На этой оптимистической ноте я хочу закончить исследование творчества легендарной бирмингемской группы. Добавлю лишь, что после альбома 1978 года Оззи уходит, этим заканчивается "Эра Оззи". На его место приходит Ронни Джеймс Дио...

Но это уже другая история...

[Назад]

Hosted by uCoz