[Назад] [на Главную]

Русский Рок, философские очерки. Часть 1. Обзор направлений отечественного Рока .    /автор - Kostik/


Мой друг музыкант знает массу забавных вещей,
Мой друг музыкант не похож на обычных людей.
Он строит аккорд из того, что он видит вокруг,
И он говорит, что это божественный звук.

Б. Гребенщиков.

Помимо теоретических философов в обществе всегда есть люди, увлеченные выдвижением философских идей на "любительском" уровне - поэты и писатели. Как правило, используя знание философии, они предназначают свои мысли достаточно широкому кругу людей - более широкому, нежели теоретические философы. Таким образом, они воздействуют на мировоззрение большей массы людей (впрочем, теоретическая философия, способна привлечь гораздо большее число последователей, если она поставлена в ранг идеологии, как, например, марксизм). Уже этот факт доказывает целесообразность изучения материалов "философов-любителей".

Для последних десятилетий характерно появление новых способов передачи информации - вначале звуковых, затем визуальных - несомненно повлиявших и на характер "любительских" философских произведений. Сегодня можно выделить философию кино и музыки. Одна из её сторон, а именно философская сторона в советской и российской рок-музыке, будет рассмотрена в данной статье.

Нельзя с точностью назвать дату появления советского рок-н-ролла. Скорее всего, он ведёт свою историю с возникновения первых вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) в середине 60-х годов. Впрочем, невозможно анализировать тексты песен групп того периода с точки зрения философии - первые ВИА по большей части занимались слепым копированием "Битлз" и других популярных западных музыкальных коллективов. Это одна из причин, по которой их тексты не несут философской начинки (так показалось автору). Своя философия в русском роке появилась ближе к концу 70-х. Она увела его основную часть в подполье - в СССР признавалось только одно философское течение. Впрочем, возможно отчасти наоборот, среди рок-музыкантов, "задвинутых" в андеграунд, стали появляться философы. Так или иначе, именно на конец 70-х приходится появление знаменитых вначале в узких кругах, а затем на всю страну групп, таких как "Воскресение", "Машина времени" и "Аквариум".

Позднее в крупнейших городах страны появились рок-клубы, а число философствующих авторов текстов значительно увеличилось. Постепенно подпольный, часто антисоветский рок, всё в большей степени признавался властями, особенно это стало заметным с началом перестройки. В 1986-87 годах малыми тиражами начался выпуск пластинок наиболее известных рок-групп. Отмечался высокий профессиональный уровень авторов - в частности, лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков был назван А. Вознесенским талантливым поэтом, тексты которого полностью соответствуют сложившимся законам стихотворчества.

Крушение социалистического строя и распад СССР существенно изменили отечественную рок-музыку. Рок, вышедший из подполья, обрел другие, ранее не свойственные ему черты, был вынужден существенно изменить свою философию. Таким, меняющимся, мы и наблюдаем его сегодня. На фоне новейших "прогрессивных" музыкальных течений рок остается стилем, неотъемлемой частью которого является текст, причем как правило достаточно глубокомысленный. Принципиальное отличие сегодняшней российской рок-музыки от других стилей заключается в изначальной бескорыстности побуждений, движущих человеком, создающим группу. Таким образом, лидеры рок-групп изначально работают не на публику, а на собственную самореализацию, обеспечивая тем самым максимально возможную для своего уровня глубину музыки и текстов.

Автор статьи считает данную тему достаточно новой и малоисследованной, поэтому оставляет за собой право выдвигать свою точку зрения по многим рассматриваемым ниже вопросам. В связи с ограниченным объемом статьи, ее целями не являются анализ текстов песен и их детальное рассмотрение. В качестве основных целей можно выделить обзор различных течений (школ) в отечественной рок-музыке и анализ их взглядов на основные философские вопросы. В заключении представлены краткие выводы из данных глав.

Основными источниками для статьи послужили непосредственно тексты рок-групп. Тем не менее, несмотря на практически полное отсутствие литературы по данному вопросу, были также использованы отдельные критические статьи, а также вторичные источники материалов - истории групп и интервью с их участниками.

Обзор направлений в отечественной рок-музыке

Прежде чем приступить непосредственно к классификации советских и российских рок-групп по разным направлениям и школам, рассмотрим дополнительно два аспекта. Первый касается определения рок-группы, т. е., объекта нашего исследования, второй же раскрывает особенности языка, используемого авторами и его символики и служит для лучшего понимания предмета исследования - философии в текстах песен.

Понятие рок-группы

В этом есть что-то такое, чем взрывают мир.
Все это - рок-н-ролл.

К. Кинчев ("Алиса").

Сразу определимся в том, что именно следует считать рок-группой. При попытках найти такое определение в литературе возникают затруднения, так как если оно и отражается где-нибудь, то полным и всесторонним это определение назвать можно с большим трудом. Сами авторы в текстах своих песен иногда определяют свою профессию, например: "Рок-н-ролл - это не работа, рок-н-ролл - это прикол". Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что рок-музыка - это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, - это прежде всего стиль жизни . Подобные заявления, безусловно, отражают и понятие группы рок-музыкантов, причем в другом ключе, нежели некоторые рецензенты. Тем не менее, автор попытается дать более понятное определение.

Итак, рок-группой мы будем называть сложившийся коллектив музыкантов, играющий на стандартных (гитара, бас-гитара, барабаны) и не только инструментах, характерных для рок-музыки. Обязательным условием здесь является также наличие вокалиста (певца) и постоянного автора текстов (чаще эти две роли играет один человек). Необходимым условием для рок-группы можно также назвать удовлетворение особого рода потребностей при ее создании, а именно реализации творческих способностей музыканта (В. Бутусов и группа "Наутилус Помпилиус"), автора текстов (А. Васильев и группа "Сплин") или того и другого (большинство рок-групп).

За некоторыми исключениями в данной статье рассматриваются группы, основанные в советский период, когда не было понятия шоу-бизнеса, а рок находился в подполье, поэтому можно смело утверждать, что при создании групп их лидерами не руководили корыстные побуждения. Порождает ли бесплатность философию? Автор не берется ответить на этот вопрос.

Oсобенности языка рок-музыки

Возможно именно изначальная подпольность советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях рассматриваемых групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков (далее БГ), которого часто называют отцом отечественной рок-музыки , на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века. Другие авторы преимущественно заимствовали символы у БГ.

Рассмотрим наиболее употребительные символы, появившиеся в песнях рок-групп советского времени.

Звезда - это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа "солнце" - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один "астрономический" символ - луна - обозначает "заменитель" солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:

А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.

В. Цой ("Кино").

Соответственно, спать - значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее: Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит.

Б. Гребенщиков ("Аквариум").

(иногда спящий называется мертвым, а ищущий - живым). Символ "день" также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна - все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.

Символ "море" и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т. п.) сравнительно редко встречается в песнях и распространен в творчестве группы "Машина Времени" и А. Макаревича. Он, подобно небу у других авторов, обозначает некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. БГ и некоторые другие авторы часто используют в качестве символа воду как что-то необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов - чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия - огонь - используется немногими авторами. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь:

Все отболит, и мудрый говорит:
"Каждый костер когда-то догорит…"

А. Макаревич ("Машина Времени").

Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер - какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Некоторые группы под ветром понимают время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег распространен не так сильно, в основном он используется БГ. Выпавший снег обозначает начало нового этапа в жизни, который может быть как положительным, так и не очень (сравним цитаты из двух песен БГ):

1) С утра шел снег, с утра шел снег -
Ты можешь делать что-то еще,
Если ты хочешь, если ты можешь.


2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт,
Куда ты пойдешь, если выпадет снег?


Иногда снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его - наивысшая стадия, осени - угасание, а зиме "нижняя мертвая точка" развития:

Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень - хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.

А. Васильев ("Сплин").

Или:

Осеннее солнце - гибель-сюрреалист,
Осеннее солнце - жатва.
Осеннее солнце листьями падает вниз.
Весна будет когда-нибудь завтра.



К. Кинчев.

Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данном реферате мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока. В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке.

Классификация рок-групп по направлениям

И каждый из них шептал другое имя,
Каждый из них хранил свою печаль,
Но мне казалось, я смотрю вместе с ними
На одну и ту же, бегущую вдаль.

И. Кормильцев ("Наутилус Помпилиус").

Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора реферата наилучшим образом отражает общую идею ее текстов.

Школа Бориса Гребенщикова.

А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем,
Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще?

БГ ("Аквариум").

Борис Гребенщиков - наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой "Аквариум" продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток (по этому показателю БГ входит в российскую книгу рекордов, опережая Аллу Пугачеву). Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам БГ о своей популярности отзывается достаточно иронично:

Я был рыцарем в цирке, я был святым в кино.
Я хотел стать водой для тебя, меня превратили в вино.

При том, что многие группы брали пример с "Аквариума", ни одну из них нельзя отнести к его направлению. "Аквариум" неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной.

Борис Гребенщиков - автор подавляющего большинства текстов группы. В них как правило почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку - самому БГ, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты "Аквариума" изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории БГ всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет.

Зачастую БГ писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений - древнекитайская и буддистская литература - нашла отражение в песнях, например:

Благоприятен брод через Великую реку.

Книга И Цзин, гексаграмма 24.
БГ, песня "Дело Мастера Бо".

Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного БГ и "Аквариумом" можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой.

Школа Андрея Макаревича.

Я пью до дна за тех, кто в море,
За тех, кого любит волна,
За тех, кому повезет, и если цель одна
И в радости, и в горе,
То тот, кто не струсил и весел не бросил,
Тот землю свою найдет.


А. Макаревич ("Машина Времени").

Группа "Машина Времени" - одна из старейших среди существующих отечественных рок-групп. Лидер группы - Андрей Макаревич - является автором большинства ее текстов. Пожалуй, ему одному из немногих удалось развить в нашей рок-музыке направление, которое не зависело от влияния "Аквариума". В связи с этим, в текстах песен группы фигурируют отличные от БГ и большинства групп символы, такие как река, море, лодка, костер и др. Основными слушателями "Машины Времени" также как и "Аквариума" всегда были преимущественно люди старше 25 лет. Но если для "Аквариума" характерна насыщенность текстов символами, то "Машина Времени" использует их в меньшем количестве, однако ставит во главу песен насущные жизненные вопросы, более доступные и актуальные, чем рассуждения о внутренней природе самого себя у БГ (впрочем, последний осуждал Макаревича за упущение этой стороны жизненной философии в своих песнях . Для текстов "Машины Времени" характерен постоянный поиск смысла жизни и констатация его отсутствия:

Спускаясь к Великой реке,
Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте,
А нам остаются круги на воде.

Или:

Ты думал собой осчастливить весь свет,
Сияньем его озарить,
Но ветер подул и тебя уже нет -
Кого ты хотел удивить?

Важное место занимают песни, посвященные отношениям в обществе и с обществом (как правило с помощью акцентирования внимания на недостатках):

Лица стерты, краски тусклы - То ли люди, то ли куклы,
Взгляд похож на взгляд, а тень на тень.
Я устал и отдыхая, в балаган вас приглашаю
, Где куклы так похожи на людей.

Итак, к основным чертам школы А. Макаревича и "Машины Времени" можно отнести мягкое звучание и ненавязчивость музыки, относительную простоту и доступность текстов, основное внимание в которых уделяется человеку, смыслу его жизни, отношениям с обществом и самому обществу. Раскрытие тематики песен происходит с помощью символов, отличных от применяемых БГ и большинством групп. Отметим, что к тому же направлению, что у "Машины" относятся тексты известных рок-групп "Воскресение" и "Крематорий".

Школа "рока подворотен"

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен
Перемен, мы ждем перемен.

(В. Цой.)

К этому направлению относятся две известные группы - "Алиса" и "Кино". Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение:

Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли заявить вам о том, что дальше:
Дальше действовать будем мы.

("Кино").

Или:

Лица слуг сальны, жир сердец -
Разве это начало нового дня?
Голод - наш брат!
Вспомни, как гнев площадей кромсал город.

("Алиса").

Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до "heavy metal". Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль - необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:

Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…

("Кино").

Или:

В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь.

("Алиса").

При этом выделяются песни о группе людей ("мы"), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов "Алисы" так и называется - "Энергия"). Песни "Кино" и "Алисы" отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на "киноманов" и "алисоманов". "Алиса" и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы "Кино" Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году.

Таким образом, характерными особенностями "рока подворотен" можно назвать: общее "пролетарское" происхождение, в музыке - жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах - отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова - особенно это заметно по текстам группы "Кино".

Школа интеллектуального рока.

Мы лежим под одуванчиковым солнцем
И под нами крутится цаца Земля.
Она больше, чем моя голова,
В ней хватит места для тебя и меня.

И. Кормильцев.

К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа "Наутилус Помпилиус". В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу "Сплин". "Наутилус" оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев - автор большинства текстов "Наутилуса"). Тандемом Бутусов - Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу БГ и направление "рока подворотен", используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой "Аквариума". "Наутилус" начинал с песен, направленных против общественного строя:

Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.

После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности:

Я просыпаюсь в холодном поту,
Я просыпаюсь в кошмарном бреду,
Как будто дом наш залило водой,
И что в живых остались только мы с тобой.

Или:

Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть.
Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть.

Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 14-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников:

Я открою тебе самый страшный секрет,
Я так долго молчал, но теперь я готов.
Я создатель всего, что ты видишь вокруг,
А ты - моя радость, ты матерь богов.

Иногда песни "Наутилуса" по содержанию напоминают библейские притчи:

С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.

Или:

Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты.
Идет, несет незримый вес, а на руках бинты.
Идет по вымершим дворам пустынных городов
И слово жаждет молвить нам, но не находит слов.

Коллектив "Сплин" также может быть отнесен к данной группе. Его тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух "Наутилуса", "Аквариума" и "Алисы":

Мой путь известен котам и кандидатам наук:
С самолетного трапа в открытый люк
Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем…

Или более оптимистично:

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки,
К радуге на сердце.
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
До самой до смерти.

"Сплин" использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы):

Cкоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели.
Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене:
"Выхода нет, выхода нет".

Итак, основными характеристиками данного направления в роке являются: затрудненный анализ текстов по причине масштабного использования символов, разветвленная тематика философии песен (от внутреннего мира до глобальных проблем), преимущественно пессимистичный настрой в творчестве, присущая в определенной степени религиозность.

Школа "рока простого человека".

От старых друзей весточки нет - грустно.
А на душе от свежих газет пусто,
И от несвежих невелика потеха.
Правда вот был армейский дружок - уехал.

В. Шахрин ("Чайф").

К этому направлению относятся группы "Зоопарк" и "Чайф". Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. "Чайф" - более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя:

Пиво!
Пиво, пиво, пиво пей!

("Чайф").

Сейчас группа "Чайф" популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения.

Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни:

Уверенным шагом войду к врачу,
Скажу, что жить так больше не могу и не хочу.

Или:

В общем-то годы нас научили брать с собой
Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос.

("Чайф").

Таким образом, для "народного" направления в русском роке характерны простота и незатейливость текстов (то же касается и музыки), отсутствие символов, тематика, связанная с повседневной жизнью. Помимо "Зоопарка" и "Чайфа" к данному направлению можно отнести сатирические группы перестроечного периода, такие как "Бригада С", "Аукцыон" и "Ва-Банк", а также более позднюю группу "Чиж и К".

Школа патриотического рока.

Отпустил попам грехи я,
Чтоб они мне отмолили
Все, что мне друзья налили,
Все тебе, моя Россия.

Ю. Шевчук ("ДДТ").

К этому направлению можно отнести прежде всего группу "ДДТ" и ее лидера Юрия Шевчука. Созданная в начале 80-х, она всегда, независимо от политического строя в песнях делала акцент на тематику судьбы нашей страны и на недостатки существующего общества. Сравним:

Революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра!

(1985 г.)

Российское танго танцуют вороны,
Российское танго без дна и короны.

(1994 г.)

Мне приснилось, что наш президент - фонограммщик,
Наш спаситель, кормилец и мент - фонограммщик.
(1997 г.)

Реже тексты касаются человека, его внутреннего мира и смысла жизни. В этом плане группа "ДДТ" гораздо более оптимистична, чем ее коллеги из рассмотренного выше направления. Для песен Юрия Шевчука характерна сильная эмоциональность, усиливаемая душевными философскими переживаниями, вынесенными в текст и порою весьма странными эпитетами:

На обрыве этой прыщавой реки,
Наблюдая за дымящейся золой,
Я постирал назавтра свои носки -
Я предполагаю, что буду живой.

Как правило, песни Шевчука и "ДДТ" не страдают перегруженностью символами и легко воспринимаются. Поэтому, его аудитория очень разнообразна по возрасту и социальному составу.

К группе патриотического направления также можно отнести коллектив "Гражданская оборона" - андеграундную панк-группу советского периода. Для ее текстов, как и для "ДДТ" характерна социальная тематика и сильная эмоциональность, подкрепляемая в данном случае еще и ненормативной лексикой. Приведенная в литературный вид, основная идея группы может звучать примерно так:

А при коммунизме все будет хорошо.
Он наступит скоро, надо только ждать.
Там все будет бесплатно, там все будет в кайф,
Там, наверное, вообще не надо будет умирать.
Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану.

Е. Летов ("Гражданская Оборона").

Таким образом, для патриотического направления в советской и российской рок-музыке можно выделить ряд характерных черт, в частности, акцентирование внимания на вопросах общества и государства, эмоциональность, ограниченное использование символов и т. п.

Другие направления в отечественной рок-музыке.

Инопланетный гость летит издалека.
Инопланетный гость - не знаю я пока,
Что ты мне принесешь и сколько бы я дал,
Чтоб ты бы поскорей к нам в гости прилетал.

Мумий Тролль.

Здесь хотелось бы в первую очередь обратить внимание на своеобразный "нигилизм" в творчестве рок-группы "Агата Кристи", сделавший ее родоначальницей нового направления. Текстам "Агаты Кристи" (автор большинства из них - Глеб Самойлов) присуще крайне критическое и пессимистичное отношение во всех темах - начиная от любви, заканчивая смыслом жизни:

Я не умею умирать, но жить я тоже не могу.
Не знаю, в небо или в ад иду и упаду.

Тем не менее, песни очень интересны для изучения их философии и символьного языка, который достаточно оригинален и сложен, но в то же время логичен и упорядочен в большей степени, чем у других групп. "Агата Кристи" активно занимается продвижением новых направлений в музыке, синтезируя рок с компьютерными эффектами.

Как еще одно направление, весьма популярное в узких кругах, можно выделить песни авторов-толкинистов, в частности, С. Калугина, сопряженные с мифологической тематикой по мотивам произведений Дж. Р. Толкина и других авторов популярных сейчас литературных произведений в стиле "фэнтэзи".

В последние годы на сцене появилось множество новых рок-групп, таких как "Мумий Тролль", "Tequilajazzz", "Спорт" и другие. Автор не берется классифицировать их как по причине того, что эти группы используют новые методы передачи информации и новые символы (см. эпиграф), так и из-за своей низкой осведомленности об их деятельности.

*Продолжение ожидайте в разделе "статьи" в ближайшее время.

[Назад]

Hosted by uCoz