Русский Рок, философские очерки. Часть 1. Обзор направлений отечественного Рока .    /автор - Kostik/ |
Обзор направлений в отечественной рок-музыкеПрежде чем приступить непосредственно к классификации советских и российских рок-групп по разным направлениям и школам, рассмотрим дополнительно два аспекта. Первый касается определения рок-группы, т. е., объекта нашего исследования, второй же раскрывает особенности языка, используемого авторами и его символики и служит для лучшего понимания предмета исследования - философии в текстах песен.Понятие рок-группы В этом есть что-то такое, чем взрывают мир. Все это - рок-н-ролл. К. Кинчев ("Алиса"). Сразу определимся в том, что именно следует считать рок-группой. При попытках найти такое определение в литературе возникают затруднения, так как если оно и отражается где-нибудь, то полным и всесторонним это определение назвать можно с большим трудом. Сами авторы в текстах своих песен иногда определяют свою профессию, например: "Рок-н-ролл - это не работа, рок-н-ролл - это прикол". Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что рок-музыка - это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, - это прежде всего стиль жизни . Подобные заявления, безусловно, отражают и понятие группы рок-музыкантов, причем в другом ключе, нежели некоторые рецензенты. Тем не менее, автор попытается дать более понятное определение. Итак, рок-группой мы будем называть сложившийся коллектив музыкантов, играющий на стандартных (гитара, бас-гитара, барабаны) и не только инструментах, характерных для рок-музыки. Обязательным условием здесь является также наличие вокалиста (певца) и постоянного автора текстов (чаще эти две роли играет один человек). Необходимым условием для рок-группы можно также назвать удовлетворение особого рода потребностей при ее создании, а именно реализации творческих способностей музыканта (В. Бутусов и группа "Наутилус Помпилиус"), автора текстов (А. Васильев и группа "Сплин") или того и другого (большинство рок-групп). За некоторыми исключениями в данной статье рассматриваются группы, основанные в советский период, когда не было понятия шоу-бизнеса, а рок находился в подполье, поэтому можно смело утверждать, что при создании групп их лидерами не руководили корыстные побуждения. Порождает ли бесплатность философию? Автор не берется ответить на этот вопрос. Oсобенности языка рок-музыки Возможно именно изначальная подпольность советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях рассматриваемых групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков (далее БГ), которого часто называют отцом отечественной рок-музыки , на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века. Другие авторы преимущественно заимствовали символы у БГ. Рассмотрим наиболее употребительные символы, появившиеся в песнях рок-групп советского времени. Звезда - это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа "солнце" - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один "астрономический" символ - луна - обозначает "заменитель" солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень: А над городом ночь, а над ночью луна, И сегодня луна каплей крови красна. В. Цой ("Кино"). Соответственно, спать - значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее: Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит. Б. Гребенщиков ("Аквариум"). (иногда спящий называется мертвым, а ищущий - живым). Символ "день" также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна - все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья. Символ "море" и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т. п.) сравнительно редко встречается в песнях и распространен в творчестве группы "Машина Времени" и А. Макаревича. Он, подобно небу у других авторов, обозначает некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. БГ и некоторые другие авторы часто используют в качестве символа воду как что-то необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов - чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия - огонь - используется немногими авторами. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь: Все отболит, и мудрый говорит: "Каждый костер когда-то догорит…" А. Макаревич ("Машина Времени"). Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер - какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Некоторые группы под ветром понимают время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег распространен не так сильно, в основном он используется БГ. Выпавший снег обозначает начало нового этапа в жизни, который может быть как положительным, так и не очень (сравним цитаты из двух песен БГ): 1) С утра шел снег, с утра шел снег - Ты можешь делать что-то еще, Если ты хочешь, если ты можешь. 2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт, Куда ты пойдешь, если выпадет снег? Иногда снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его - наивысшая стадия, осени - угасание, а зиме "нижняя мертвая точка" развития: Лето ушло и уже никогда не вернется. Осень - хлебни ядовитой воды из колодца. Зима будет долгой, но все обойдется. А. Васильев ("Сплин"). Или: Осеннее солнце - гибель-сюрреалист, Осеннее солнце - жатва. Осеннее солнце листьями падает вниз. Весна будет когда-нибудь завтра. К. Кинчев. Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данном реферате мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока. В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке. Классификация рок-групп по направлениям И каждый из них шептал другое имя, Каждый из них хранил свою печаль, Но мне казалось, я смотрю вместе с ними На одну и ту же, бегущую вдаль. И. Кормильцев ("Наутилус Помпилиус"). Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора реферата наилучшим образом отражает общую идею ее текстов. Школа Бориса Гребенщикова. А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем, Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще? БГ ("Аквариум"). Борис Гребенщиков - наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой "Аквариум" продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток (по этому показателю БГ входит в российскую книгу рекордов, опережая Аллу Пугачеву). Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам БГ о своей популярности отзывается достаточно иронично: Я был рыцарем в цирке, я был святым в кино. Я хотел стать водой для тебя, меня превратили в вино. При том, что многие группы брали пример с "Аквариума", ни одну из них нельзя отнести к его направлению. "Аквариум" неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной. Борис Гребенщиков - автор подавляющего большинства текстов группы. В них как правило почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку - самому БГ, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты "Аквариума" изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории БГ всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет. Зачастую БГ писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений - древнекитайская и буддистская литература - нашла отражение в песнях, например: Благоприятен брод через Великую реку. Книга И Цзин, гексаграмма 24. БГ, песня "Дело Мастера Бо". Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного БГ и "Аквариумом" можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой. Школа Андрея Макаревича. Я пью до дна за тех, кто в море, За тех, кого любит волна, За тех, кому повезет, и если цель одна И в радости, и в горе, То тот, кто не струсил и весел не бросил, Тот землю свою найдет. А. Макаревич ("Машина Времени"). Группа "Машина Времени" - одна из старейших среди существующих отечественных рок-групп. Лидер группы - Андрей Макаревич - является автором большинства ее текстов. Пожалуй, ему одному из немногих удалось развить в нашей рок-музыке направление, которое не зависело от влияния "Аквариума". В связи с этим, в текстах песен группы фигурируют отличные от БГ и большинства групп символы, такие как река, море, лодка, костер и др. Основными слушателями "Машины Времени" также как и "Аквариума" всегда были преимущественно люди старше 25 лет. Но если для "Аквариума" характерна насыщенность текстов символами, то "Машина Времени" использует их в меньшем количестве, однако ставит во главу песен насущные жизненные вопросы, более доступные и актуальные, чем рассуждения о внутренней природе самого себя у БГ (впрочем, последний осуждал Макаревича за упущение этой стороны жизненной философии в своих песнях . Для текстов "Машины Времени" характерен постоянный поиск смысла жизни и констатация его отсутствия: Спускаясь к Великой реке, Мы все оставляем следы на песке, И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде. Или: Ты думал собой осчастливить весь свет, Сияньем его озарить, Но ветер подул и тебя уже нет - Кого ты хотел удивить? Важное место занимают песни, посвященные отношениям в обществе и с обществом (как правило с помощью акцентирования внимания на недостатках): Лица стерты, краски тусклы - То ли люди, то ли куклы, Взгляд похож на взгляд, а тень на тень. Я устал и отдыхая, в балаган вас приглашаю , Где куклы так похожи на людей. Итак, к основным чертам школы А. Макаревича и "Машины Времени" можно отнести мягкое звучание и ненавязчивость музыки, относительную простоту и доступность текстов, основное внимание в которых уделяется человеку, смыслу его жизни, отношениям с обществом и самому обществу. Раскрытие тематики песен происходит с помощью символов, отличных от применяемых БГ и большинством групп. Отметим, что к тому же направлению, что у "Машины" относятся тексты известных рок-групп "Воскресение" и "Крематорий". Школа "рока подворотен" Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен Перемен, мы ждем перемен. (В. Цой.) К этому направлению относятся две известные группы - "Алиса" и "Кино". Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение: Мы родились в тесных квартирах новых районов, Мы потеряли невинность в боях за любовь. Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды, И вот мы пришли заявить вам о том, что дальше: Дальше действовать будем мы. ("Кино"). Или: Лица слуг сальны, жир сердец - Разве это начало нового дня? Голод - наш брат! Вспомни, как гнев площадей кромсал город. ("Алиса"). Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до "heavy metal". Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль - необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще: Там за окном сказка с несчастливым концом, Странная сказка… ("Кино"). Или: В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь. ("Алиса"). При этом выделяются песни о группе людей ("мы"), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов "Алисы" так и называется - "Энергия"). Песни "Кино" и "Алисы" отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на "киноманов" и "алисоманов". "Алиса" и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы "Кино" Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году. Таким образом, характерными особенностями "рока подворотен" можно назвать: общее "пролетарское" происхождение, в музыке - жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах - отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова - особенно это заметно по текстам группы "Кино". Школа интеллектуального рока. Мы лежим под одуванчиковым солнцем И под нами крутится цаца Земля. Она больше, чем моя голова, В ней хватит места для тебя и меня. И. Кормильцев. К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа "Наутилус Помпилиус". В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу "Сплин". "Наутилус" оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев - автор большинства текстов "Наутилуса"). Тандемом Бутусов - Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу БГ и направление "рока подворотен", используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой "Аквариума". "Наутилус" начинал с песен, направленных против общественного строя: Круговая порука мажет как копоть, Я беру чью-то руку, а чувствую локоть, Я ищу глаза, а чувствую взгляд, Где выше голов находится зад. После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности: Я просыпаюсь в холодном поту, Я просыпаюсь в кошмарном бреду, Как будто дом наш залило водой, И что в живых остались только мы с тобой. Или: Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть. Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть. Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 14-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников: Я открою тебе самый страшный секрет, Я так долго молчал, но теперь я готов. Я создатель всего, что ты видишь вокруг, А ты - моя радость, ты матерь богов. Иногда песни "Наутилуса" по содержанию напоминают библейские притчи: С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде. И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей. Или: Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты. Идет, несет незримый вес, а на руках бинты. Идет по вымершим дворам пустынных городов И слово жаждет молвить нам, но не находит слов. Коллектив "Сплин" также может быть отнесен к данной группе. Его тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух "Наутилуса", "Аквариума" и "Алисы": Мой путь известен котам и кандидатам наук: С самолетного трапа в открытый люк Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем… Или более оптимистично: Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки, К радуге на сердце. Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду До самой до смерти. "Сплин" использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы): Cкоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели. Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене: "Выхода нет, выхода нет". Итак, основными характеристиками данного направления в роке являются: затрудненный анализ текстов по причине масштабного использования символов, разветвленная тематика философии песен (от внутреннего мира до глобальных проблем), преимущественно пессимистичный настрой в творчестве, присущая в определенной степени религиозность. Школа "рока простого человека". От старых друзей весточки нет - грустно. А на душе от свежих газет пусто, И от несвежих невелика потеха. Правда вот был армейский дружок - уехал. В. Шахрин ("Чайф"). К этому направлению относятся группы "Зоопарк" и "Чайф". Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. "Чайф" - более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя: Пиво! Пиво, пиво, пиво пей! ("Чайф"). Сейчас группа "Чайф" популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения. Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни: Уверенным шагом войду к врачу, Скажу, что жить так больше не могу и не хочу. Или: В общем-то годы нас научили брать с собой Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос. ("Чайф"). Таким образом, для "народного" направления в русском роке характерны простота и незатейливость текстов (то же касается и музыки), отсутствие символов, тематика, связанная с повседневной жизнью. Помимо "Зоопарка" и "Чайфа" к данному направлению можно отнести сатирические группы перестроечного периода, такие как "Бригада С", "Аукцыон" и "Ва-Банк", а также более позднюю группу "Чиж и К". Школа патриотического рока. Отпустил попам грехи я, Чтоб они мне отмолили Все, что мне друзья налили, Все тебе, моя Россия. Ю. Шевчук ("ДДТ"). К этому направлению можно отнести прежде всего группу "ДДТ" и ее лидера Юрия Шевчука. Созданная в начале 80-х, она всегда, независимо от политического строя в песнях делала акцент на тематику судьбы нашей страны и на недостатки существующего общества. Сравним: Революция, ты научила нас Верить в несправедливость добра. Сколько миров мы сжигаем в час Во имя твоего святого костра! (1985 г.) Российское танго танцуют вороны, Российское танго без дна и короны. (1994 г.) Мне приснилось, что наш президент - фонограммщик, Наш спаситель, кормилец и мент - фонограммщик. (1997 г.) Реже тексты касаются человека, его внутреннего мира и смысла жизни. В этом плане группа "ДДТ" гораздо более оптимистична, чем ее коллеги из рассмотренного выше направления. Для песен Юрия Шевчука характерна сильная эмоциональность, усиливаемая душевными философскими переживаниями, вынесенными в текст и порою весьма странными эпитетами: На обрыве этой прыщавой реки, Наблюдая за дымящейся золой, Я постирал назавтра свои носки - Я предполагаю, что буду живой. Как правило, песни Шевчука и "ДДТ" не страдают перегруженностью символами и легко воспринимаются. Поэтому, его аудитория очень разнообразна по возрасту и социальному составу. К группе патриотического направления также можно отнести коллектив "Гражданская оборона" - андеграундную панк-группу советского периода. Для ее текстов, как и для "ДДТ" характерна социальная тематика и сильная эмоциональность, подкрепляемая в данном случае еще и ненормативной лексикой. Приведенная в литературный вид, основная идея группы может звучать примерно так: А при коммунизме все будет хорошо. Он наступит скоро, надо только ждать. Там все будет бесплатно, там все будет в кайф, Там, наверное, вообще не надо будет умирать. Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану. Е. Летов ("Гражданская Оборона"). Таким образом, для патриотического направления в советской и российской рок-музыке можно выделить ряд характерных черт, в частности, акцентирование внимания на вопросах общества и государства, эмоциональность, ограниченное использование символов и т. п. Другие направления в отечественной рок-музыке. Инопланетный гость летит издалека. Инопланетный гость - не знаю я пока, Что ты мне принесешь и сколько бы я дал, Чтоб ты бы поскорей к нам в гости прилетал. Мумий Тролль. Здесь хотелось бы в первую очередь обратить внимание на своеобразный "нигилизм" в творчестве рок-группы "Агата Кристи", сделавший ее родоначальницей нового направления. Текстам "Агаты Кристи" (автор большинства из них - Глеб Самойлов) присуще крайне критическое и пессимистичное отношение во всех темах - начиная от любви, заканчивая смыслом жизни: Я не умею умирать, но жить я тоже не могу. Не знаю, в небо или в ад иду и упаду. Тем не менее, песни очень интересны для изучения их философии и символьного языка, который достаточно оригинален и сложен, но в то же время логичен и упорядочен в большей степени, чем у других групп. "Агата Кристи" активно занимается продвижением новых направлений в музыке, синтезируя рок с компьютерными эффектами. Как еще одно направление, весьма популярное в узких кругах, можно выделить песни авторов-толкинистов, в частности, С. Калугина, сопряженные с мифологической тематикой по мотивам произведений Дж. Р. Толкина и других авторов популярных сейчас литературных произведений в стиле "фэнтэзи". В последние годы на сцене появилось множество новых рок-групп, таких как "Мумий Тролль", "Tequilajazzz", "Спорт" и другие. Автор не берется классифицировать их как по причине того, что эти группы используют новые методы передачи информации и новые символы (см. эпиграф), так и из-за своей низкой осведомленности об их деятельности. *Продолжение ожидайте в разделе "статьи" в ближайшее время. [Назад] |