[Назад] [на Главную]

Русский Рок, философские очерки. Часть 2. Основные философские вопросы.    /автор - Kostik/


Хочешь ли ты изменить этот мир?
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?

В. Цой.

По убеждению Ф. Энгельса основным вопросом в философии является вопрос об отношении мышления к бытию. При попытке разбить этот весьма общий тезис на несколько более частных кажется наиболее удачной следующая формулировка. В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие по его мнению, наиболее принципиальное значение для философии в ее самом высоком, глобальном значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Возьмем их за основу при раскрытии этой части статьи. Ответами на каждый вопрос будут служить наиболее удачные цитаты из текстов песен авторов различных направлений, раскрывающие, по мнению автора статьи, взгляды данной школы на данный вопрос. Комментарии к ним имеют лишь вспомогательное значение.

Вопрос 1: "Что я могу знать?"

Тематика познания и его возможностей встречается в песнях большинства отечественных рок-групп. Тем не менее, по сравнению с другими "вечными вопросами", этот можно назвать наименее разработанным в рок-музыке.

Школа Бориса Гребенщикова признает неограниченность возможностей познания, однако, судя по всему, придерживается идеалистической концепции непознаваемости сути явлений. Причиной формирования таких взглядов БГ на этот вопрос возможно является его увлеченность философией древнего Востока и индуизмом и буддизмом.

Никто не сможет пройти по этой черте.
Никто не знает, что здесь есть.
Но каждый юный географ скоро сможет об этом прочесть
В полном списке писем с границы между светом и тенью.

Тем не менее, развитие личности по мнению БГ возможно именно за счет познания окружающего мира в максимально возможной степени:

Мы до сих пор поем, хотя я не уверен, хочу ли я что-то сказать.
Но из моря информации, в котором мы тонем,
Единственный выход - это саморазрушение.
Мы до сих пор поем, но нам уже недолго ждать.

Таким образом, Борис Гребенщиков видит суть явлений непознаваемой, но само познание необходимым.

"Рок подворотен". В отличие от школы БГ это направление явно придерживается материалистических взглядов на мир, поэтому ничего предосудительного в познании сути явлений с его позиций нет:

И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою больше любим
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слова "да" и слова "нет",
Он не помнит ни чинов, ни имен
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон.

В. Цой.

Вообще, вопросы познания в деятельности "Кино" и "Алисы" занимают весьма незначительное место, уступая позиции всему, что связано с конкретными действиями.

"Интеллектуальный рок" по взглядам мало отличается от школы Гребенщикова. Бросается в глаза та же идеология непознаваемости сути явлений, только к ней добавляется еще и констатация мизерности нынешних знаний человека:

Мы стоим с тобой перед белой стеной, перед белой стеной одни.
Белая стена, кричи не кричи и бей кулаками не бей -
Она не покажет тебе того, что не видно за ней
И есть ли, есть ли хоть что-то, хоть что-то за ней.

И. Кормильцев.

Белая стена здесь символизирует ту самую информационную границу, перешагнуть за которую наше сознание пока не в силах. Автор песни констатирует, что с непознанным людям приходится встречаться на каждом шагу.

Другие направления. В остальных направлениях вопросы познания не встречаются или попадаются очень редко, так что невозможно составить по ним целостное впечатление.

Вопрос 2: "Что я должен делать?"

Мудрость… вообще-то больше состоит
в образе действий, чем в знании.

И. Кант.

Видимо, авторы текстов песен отечественных рок-групп разделяют мнение Канта, поскольку вопрос образа действий у большинства из них разработан значительно подробнее по сравнению с другими темами.

Школа Бориса Гребенщикова использует тему действия в своих песнях относительно реже, чем другие авторы. Тем не менее, у БГ сложилась четкая система взглядов на этот вопрос. Эти взгляды по-разному могут присутствовать в песнях. Иногда они имеют характер "от противного", т. е. высказывается то, чего не нужно делать:

Кто-то сломан и не хочет быть целым,
Кто-то занят собственным делом,
И можно быть рядом, но не ближе, чем кожа,
Но есть что-то лучше, и это так просто!

В другом случае через систему символов слушатель получает рекомендации по поводу лучшего устройства своей жизни. Как правило, жизненное устройство тем лучше, чем оно гармоничнее:

Встань у реки, смотри как течет река - ее не поймать ни в сеть, ни рукой.
Она безымянна, ведь имя есть лишь у ее берегов. Забудь свое имя и стань рекой.
Встань у травы, смотри как растет трава, она не знает слова "любовь".
Однако любовь травы не меньше твоей любви. Забудь о словах и стань травой.

Иногда в качестве образа действий БГ предлагает весьма общие жизненные ценности, которые тем не менее отвечают общим требованиям гармонии души и улучшения прежде всего внутренней обстановки человеческого "я":

Но я слышал песню, в ней пелось: "Делай, что должен, и будь, что будет", -
Мне кажется, это удачный ответ на вопрос.

Таким образом, в творчестве Бориса Гребенщикова сложились устойчивые представления по поводу вопроса "что я должен делать", связанные в основном не с общественной жизнью, а с внутренним миром человека.

Школа Андрея Макаревича. Фатализм и некоторая доля пессимизма, характерные для группы "Машина Времени", отразились и на взглядах по поводу вечного русского вопроса "что делать?":

Известен путь, никуда не свернуть:
Ни спуститься на дно, ни взлететь в облака.
Что бежать, что ползти - все одно по пути
От звонка до звонка, и лишь чья-то рука
Заставляет порою дрожать наши картонные крылья…

Здесь смыслом жизни и деятельности признается только любовь. Все остальные проявления действия автор текста считает бессмысленными, т. к. в конечном счете жизнь (или смерть) сводит все старания на нет.

"Рок подворотен" придерживается принципиально другой позиции в этом вопросе. Это направление практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте:

В наших глазах крики "вперед!", в наших глазах окрики "стой!",
В наших глазах рождение дня и смерть огня.
В наших глазах звездная ночь, в наших глазах потерянный рай,
В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай.

В. Цой.

Иногда высказывания на тему "что делать" больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е. действовать:

Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать.

В. Цой.

Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизма во взглядах:

Ты должен быть сильным, ты должен уметь
Сказать: "Руки прочь, прочь от меня".
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?
И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть.

В. Цой.

Система ценностей в деятельности достаточно лаконична, но в то же время очень удачно сформулирована:

Ты хоть раз попробуй оглянись, посмотри,
Что сумел, что сделал и кто этому рад.

К. Кинчев.

Таким образом, на вопрос "что делать" авторы школы "рока подворотен" отвечают: "Двигаться". Движение и вообще действие признается ими как смысл жизни.

"Интеллектуальный рок". Зачастую песни этого направления отвечают на обратный вопрос: чего я не должен делать? Таким образом, собственная мораль авторов преподносится от противного. Иногда все же проскальзывают отдельные рекомендации на тему, вынесенную в заголовок этой части:

Сколько лет прошло - все о том же гудят провода,
Все того же ждут самолеты.
Девочка с глазами из самого синего льда
Тает под огнем пулемета.

А. Васильев ("Сплин").

Далее в контексте речь идет ни много, ни мало, о спасении нашей планеты. Впрочем, бывают и обратные примеры:

Ты не вылечишь мир, и в этом все дело.
Пусть спасет лишь того, кого можно спасти,
Доктор твоего тела.

И. Кормильцев ("Наутилус Помпилиус").

Контраст в этих тезисах велик, видимо его сглаживание оставлено на доработку аудитории. Каждый должен выбрать внутреннюю идеологию действий для себя сам, а песни дают лишь два возможных варианта - менее и более реальных для осуществления.

"Патриотический рок". Идеология действий в песнях этого направления весьма схожа, на первый взгляд, со школой "рока подворотен". Основные отличия могут быть выражены в следующей цитате:

Пролететь свет, довязать сон,
Не сказать нет тому, что дал Он,
До утра, до утра, до утра плыть,
До утра, до утра быть или не быть.

(Ю. Шевчук.)

Таким образом, в отличие от "рока подворотен" убеждение данного направления состоит в том, что главное не стремиться к цели, а следовать своим убеждениям, шаг за шагом продвигаясь в избранном направлении и не отрицая самого себя.

Вопрос 3: "На что я могу надеяться?"

Посмотришь на него - человек как человек,
а внутри - город, дымящийся в руинах.

Кодекс царя Хаммурапи.

Этот вопрос можно назвать очень типичным для русского характера. Надежда всегда умирает последней и зачастую оказывается единственным, что поддерживает людей в весьма специфичных условиях российской жизни. Может быть поэтому тема коллективной надежды чаще всего просматривается в "патриотическом" направлении в роке. В творчестве авторов других школ преобладает тема индивидуальной надежды, т. е. способов поиска счастья для личности, а не для общества.

Школа Бориса Гребенщикова. В своих песнях БГ оставляет большие возможности для надежды. Причем ответ на вопрос "на что я могу надеяться" часто лежит за пределами материальной жизни, перекликаясь с философией буддизма и индуизма:

И когда наступит День Серебра, и кристалл хрусталя будет чист,
И тот, кто бежал, найдет наконец покой,
Ты встанешь из недр земли, исцеленный, не зная, кто ты такой.
Я хотел бы быть рядом, когда всадник протянет тебе
Еще нетронутый лист.

В других случаях БГ пишет о себе и затрагивает вопрос "на что надеяться?" на своем примере:

Я счастлив всем, как сложилось все, даже тем, что было не так.
Даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
Я просто пытался растить свой сад и не портить прекрасный вид,
И начальник заставы поймет меня, и беспечный рыбак простит.

Христианская вера в жизнь после смерти перекликается здесь со смирением перед обстоятельствами, которые подтверждают пословицу: "все, что ни происходит, к лучшему". Для своих слушателей БГ дает несколько другой рецепт надежды - веру во всеобщее счастье:

Спи, пока темно, завтра вновь утро случится.
Я открыл окно - слышишь, спят звери и птицы.
А над всей землей горит звезда, ясная, как твой смех.
Мы с тобою вместе дойдем туда, где горит звезда для всех.

В отличие от школы "рока подворотен", от слушателя при этом не требуется никаких действий, кроме постепенного постижения философии БГ.

Школа Андрея Макаревича. "Машина Времени" несмотря на заметный пессимизм своих песен, все же оставляет место для надежды:

И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча, -
Я в сотый раз опять начну сначала
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Человек может надеяться прежде всего на изменение своего положения за счет начала отрезающего все прошлое нового этапа в своей жизни.

Показательно, что именно подобной направленности песни в творчестве группы наиболее популярны.

"Рок подворотен". Для этого направления вопрос "на что я могу надеяться?" очень тесно связан с вопросом "что я должен делать", т. е. выход из критических ситуаций возможен прежде всего за счет собственных действий. Тем не менее, изредка, в основном у "Алисы" встречается и непосредственно тема надежды:

Как над миром заря, неба ясная дочь,
Успокоит меня лишь только кончится ночь.
Надо мной и тобой ветры пенят восход,
Не тревожься, не плачь, вот-вот и солнце взойдет.

К. Кинчев.

Эта надежда связывается прежде всего с достижением той самой цели, наличие которой отражено во многих песнях групп "Алиса" и "Кино", однако не оговаривается ее содержание за исключением чего-то подобного известной цитате: "Счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным".

"Интеллектуальный рок". В творчестве этого направления редко встречаются песни с ярко выраженным ответом на философский вопрос, которому здесь присвоен №3. Скорее наоборот, очень часто подчеркивается безнадежность и предрешенность с несколько трагическим оттенком.

Cкоро будет весело, скоро будет солнечно,
Скоро он снова шагнет из окна, и все будет кончено.

А. Васильев.

И все же, тематика надежды иногда проскальзывает:

Я должен начать все сначала - я видел луну у причала.
Она уплывала туда, где теряет свой серп.
Но вскоре она возместит свой ущерб, когда батарейки заменят,
Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки.

И. Кормильцев.

Таким образом, помимо чисто христианского спасения человек может надеяться на собственную возможность начать все с нуля. В этом вопросе "интеллектуальный рок" перекликается с творчеством "Машины Времени".

"Рок простого человека". Вопрос "на что я могу надеяться", пожалуй, лучше всего из философских вопросов отражен в творчестве рок-групп этого направления. "Рок простого человека" в наибольшей степени отражает в себе все, характерные для российского народа бытовые проблемы. Большинство песен касается именно таких "частных приложений" надежды:

Нет, не так уж плохо все у нас,
Есть еще в душе надежда.
Я еще спою тебе как в первый раз,
Я еще скажу тебе как прежде:
"Родная, не плачь".

В. Шахрин ("Чайф").

"Патриотический рок". Это направление также как и "рок простого человека" в своем творчестве затрагивает тему коллективной надежды, однако в отличие от него "патриотический рок" дает ответы именно на вопрос "на что я могу надеяться". Иногда надежда появляется за счет включения человека в коллектив ("вместе прорвемся"):

И кажется всё: по нулям кислород и бензин и с кем-то она...
Но все-таки знай: ты не один.

Ю. Шевчук.

В другом случае, дается некоторая общественная схема, в лучшую сторону отличающаяся от современной, на осуществление которой и нужно надеяться:

Снились времена другие - мир без дури и войны,
Девы строгие нагие, парни - трезвые умы.
Чтоб принес благие вести пьяный ангел на крыле,
Все мы на перине с песней строим небо на земле.

Ю. Шевчук.

Так или иначе, "патриотическому" направлению в роке свойственен яркий жизненный оптимизм на фоне констатации многочисленных недостатков нашего общества. Вопрос "на что я могу надеяться" представляется авторам направления самым нужным для слушателей:

Раздарил всем по сердцу, себе ничего не оставил,
Чьи-то звезды вокруг, а мои перекрестки пусты…

Ю. Шевчук.

Дарить людям надежду - тяжелая профессия. Имя ей - музыкант.

Ну вот, собственно говоря, и все……Конечно о философии русского рока можно говорить бесконечно, но я думаю что этой информации вполне достаточно чтобы понять её. Возможно, многим покажется моя статья прерванной на полуслове, но это только первое впечатление со временем Вы поймете почему я так сделал, а тем кто увлекается русским роком сразу будет все понятно…

*Продолжение ожидайте в разделе "статьи" в ближайшее время.

[Назад]

Hosted by uCoz